“Наша Маша” Леонида Пантелеева. Первые впечатления


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Кристина навела на книгу Леонида Пантелеева “Наша Маша“. Пока я текст искала, наткнулась в ЖЖ на критичный отзыв, может, и это повлияло, но скорее всего – просто разность поколений, все-таки для своего времени Пантелеев довольно продвинутый родитель. Это я пока сужу только по начальным страницам, которые меня уже не оставили равнодушной.

Вот, например, борьба между двумя концепциями применения насилия в педагогике. Маше 10 месяцев:

“Иногда мелькнет в ее глазах бесенок, очень хорошо знакомый мне.
Упрямство, настырность, дух противоречия… Казалось бы, смешно говорить обо
всем этом, когда речь идет о десятимесячном ребенке…
Играем с ней. Она у себя в кроватке, ходит, поднимает игрушки, передает
их мне. Настроена благодушно, улыбается, счастлива, что я рядом. И вдруг
выскакивает откуда-то бесенок. Машка засовывает палец в рот. Это ей вовсе не
требуется, она уже давно вышла из того возраста, когда ребенок все, что
подвернется под руку, сует в рот. При этом она смотрит на меня с вызывающей,
наглой улыбкой. Дескать, ну что ты скажешь? Вот хочу, сунула и буду держать
палец во рту сколько душе угодно.
Я говорю:
– Нельзя!
Она засовывает палец еще глубже.
Я выдергиваю изо рта ее руку.
Она тотчас же сует ее обратно.
Повторяться это может до бесконечности.
Говорят: “Бить надо по ручке в таких случаях”. Нет, бить я ее не буду
ни при каких случаях. Но как побороть это демоническое упрямство? Пока я
вижу только один способ: я поворачиваюсь и выхожу из комнаты. И тотчас же за
спиной раздается жалобный рев. За день это повторяется раза три.
Идешь к себе в комнату расстроенный. Что же делать? Пожалуй, лучше
всего воспитывать – и здесь, в этом возрасте – на добром примере. Пока я
показываю Маше этот пример на животных. Говорю “нельзя” Пальме или коту…
Но ведь мы имеем дело не с дрессированными животными. Я говорю: “Пальма,
нельзя” – а этот дурак хватает меня за рукав или грязными лапищами кидается
мне на грудь. А Машка видит и берет пример.”

Человека, выросшего в первой половине 20 века в советской стране, j обвинять в том, что он боится взрастить в ребенке наглость, непослушание, в том, что уверен, будто лучше ребенка знает, стоит тому лезть в рот или нет, было бы глупо. Но читать это с сегодняшней колокольни странно и по-наседочьи неприятно. К моей радости, автор сам себя оправдывает, проявляя широту взглядов в части отношений с животными или отказа от биться в назидательных целях.

С учетом предисловия, жизнь тогдашних родителей мне кажется подвигом пополам с кошмаром. Теперешнее отношение к воспитанию – реггей в сравнении с маршами и речевками 1950-х. В то время, между прочим, воспитывались наши родители. Читая Пантелеева, понимаю, какой перелом в сознании бабушек должен происходить, чтобы апгрейдаться до модных нынче педагогических понятий: педагогика ненасилия, Монтессори, естественного родительства, да и Монтессори отчасти. Даже слово “нельзя” обсуждается и осуждается, а уж дрессировочные демарши в ответ на попытку ребенка почесать десну могут заставить соседку написать кляузу в Ювенальную Юстицию.

***

Нет, все-таки Пантелеев молодец. До всех вещей, которым нас учат книжки и форумы в интернете, он сам доходит:

” Без конца кричать “нельзя” и “нельзя”, не имея возможности объяснить, почему нельзя, нелепо и даже вредно”.

***

Вот опять, ребенку, у которого зубы режутся или живот болит, приписывается “непростой характер”:

“Настроение у нее чаще всего хорошее. Тогда она послушна, ласкова
(тянется ко всем целоваться), весела. А бывает – и нередко – проснется в ней
“бесенок”, и без всякого видимого повода она начинает капризничать,
изощряться, сует в нос или в рот палец, отмахивается от поцелуев и вообще
всем, чем только можно, показывает, что она вовсе не такая милая и простая
штучка, какой ее все считают.”

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, книги для родителей. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

