“Наша Маша”. читаю дальше

Все-таки, Пантелеев – хороший, умный и проницательный отец. Не имея педагогического образования и опыта, он делает выводы, о которых нынешние родители читают в специальных книгах о воспитании.
* Читать и пересказывать ребенку много разнообразной литературы, стихи и прозу. В два года Маша знакома и с Маршаком, и с «Кошкиным домом» по-немецки, и со сказками Андерсена, Перро, Одоевского, Толстого, Чарушина, с фольклорными сказками, с рассказами Бианки, Житкова…
«…Юмор Тувима(“Труляляйчики”) еще не доходит. А ведь я ей “Огниво” андерсеновское рассказывал!
Там она разве что одну десятую понимает, а слушает и просит: “Дальше
рассказывай”, вообще это дело темное – что “рано” и что “не рано”. Всякая
книга (и не только детская) опережает опыт читателя, в ней всегда больше,
чем человек знает (знал до того, как прочел эту книгу
».
Я подумала, что опыт чтения сейчас немного по-другому складывается. Малышам предлагают много книжек-картинок, развивают визуальное восприятие, но и предлагают готовые образы. Пантелеев же описывает такой способ чтения, при котором у ребенка развивается внутреннее зрение, способность слушать историю с завязкой, конфликтом, развязкой, характерно очерченными персонажами, деталями.
* Учась говорить, ребенок проделывает колоссальную аналитическую работу, накапливая опыт слушанья и говорения, он выводит правила грамматики заново.
* Пантелеев проводит с двухлетней дочерью много времени, гуляет, играет, болтает с ней, иногда – с утра до вечера. Он любит и умеет с ней играть, целенаправленно выбирает виды деятельности, которые ребенка развивают, расширяют кругозор, приносят эмоциональные впечатления.
* С Машей с детства делают гимнастику, растирают полотенцем.
* Он четко понимает, что манипулировать ребенком как безвольным и бездумным существом неправильно. Не стоит злоупотреблять словом «нельзя», а среду выстраивать так, чтоб было меньше поводов для запретов. Не стоит запугивать ребенка милиционерами, бабайками или недовольством доброго персонажа (Деда Мороза в книге). Из этой серии наблюдение:
«– Дай-ка я тебя поцелую.
– За что? – говорит.
– Ни за что. Просто я тебя люблю.
Вопрос ее меня поначалу удивил и даже огорчил. А потом я понял. Ведь ей
частенько приходится слышать:
– Вот какая хорошая девочка – весь супик съела! Дай я тебя за это
поцелую!..
»
Это методы, упрощающие жизнь родителя, но лишающие ребенка самостоятельных решений, понимания связей между поступками и последствиями, делающие его управляемым, но зашоренным.

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, книги для родителей and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s