Развивающий центр “Капитошка”


Осенью я рассказывала, как мы с Машей побывали с развивающем центре “Лукошко” во 2-м Заречном микрорайоне. Сегодня мы второй раз были на занятии в детском центре “Капитошка” на ул. Щербакова. Это в пяти минутах ходьбы от нашего дома, что немаловажно для утренних занятий.

Занятие для малышей стоит 200 рублей в час, но есть возможность поиграть после занятия чуть дольше, никто в спину не дышит. Группу “Веселые малыши” ведет педагог Наталья Леонидовна (фамилию не знаю, я и имя-то узнала на втором занятии). Для занятий приспособлено три помещения.

В первом расположены низкие стеллажи с материалами и развивающими игрушками. Это напоминает обучающую среду в школе Монтессори, но в вольном переложении. Есть крючки с предметами на петельках (легкие петельки не гнутся, сложные надо уметь расправить пальчиками), набор маленьких диких животных в плошке, банка с прорезями и пуговицы разных размеров, планшеты с аппликациями на липучке-велкро, планшеты с зипперами, стучалки с шариками, пирамидки из дерева, деревянные фигуры с дырочками, собранные на стерженьки, сортеры, набор и домика, разнородных матрешек, петуха и яйца, и просто много небольших плюшевых игрушек зачем-то… Есть доска для рисования и магнитов, есть материалы с сыпучими, пинцетом… И много места в центре комнаты.

Часть времени мамы с детьми играют с материалами. Никаких правил нет – все садятся около стеллажей, загораживая проход другим детям. Есть мамы, которые отпускают ребенка в вольное путешествие среди игрушек, а сами болтают с товарками, есть такие, кто занимаются с ребенком тщательно, но держат его в строгости, постоянно повторяя “нельзя”, “нельзя”, “нельзя”. Нельзя играть, если все дети рисуют. Нельзя выходить из круга, если поют песню в кругу. Нельзя уйти от стеллажа, не поставив игрушку на место. Педагог неявно поддерживает эту систему restrictions, полагая, очевидно, что так дети адаптируются атмосфере детского сада.

Система послушания и массовых регламентированных действий витает над местом. Педагог раньше работала в детском саду, то есть знает о нем не понаслышке. Поэтому, вероятно, она считает своей задачей взять у мамы ребенка, отвести к какому-то материалу и интенсивно презентовать его. Я бы назвала такую подачу пушингом. Но тут, видимо, ставка на умение ребенка играть с чужим взрослым без мамы.

Итак, о структуре занятий:
* минут 10 мамы играют с малышами, а педагог подходит то к одним, то к другим, объясняя тонкости работы с материалом, предлагая новый материал для освоения.
* Потом звенит колокольчик, предлагая поставить текущие игры на место и переместиться в центр комнаты. Сев в круг, мамы с детьми поют песенки с действиями. Песенка звучит из музыкального центра, но считать слова в мешанине звуков при плохой акустике бывает непросто (особенно с первого раза), поэтому поет еще и педагог, а мамы подпевают по мере сил и повторяют действия: у кошки пушок на носу, на лбу, на животике, на коленях, на носках; у жирафа – пятна, у зебры – полоски. Длится это не больше пяти минут.
* Потом малышам предлагаются упражнения с красками. Каждому выдают плошку с жидкой краской и кисть. На одном занятии надо было раскрашивать вырезанного из бумаги зайчика, на втором – ставить отпечатки пальцев в качестве лучиков для заранее наклеенного на лист солнышка.
* Далее все перемещаются “в комнату для физкультуры” размером со стандартную детскую. Здесь малыши с мамами ходят по кругу, шагая по ребристому коврику, по мягким “бревнышкам”, по коврику с нашитыми пуговицами и пластиковыми пробками, прыгают в цветные колечки, разложенные на полу.
*Минут через пять детям предлагается свернуть инвентарь – собрать колечки, принести бревнышки, свернуть коврики. Педагог начинает бить в тамбурин и петь песню-действие, под которую все бегают, прыгают и падают на пол. При этом в замкнутом небольшом пространстве раздается звон, пение, крики особо активных малышей.
* Следующая часть занятия проходит в большом игровом зале смежном с вестибюлем. Здесь инвентарь для подвижных игр: сухой бассейн, куда можно забраться с мамой, батут с поручнем для самостоятельного прыганья, большой мягкий конструктор, из которого строятся башни и горки, качели, кукольные коляски, машинки и т.п. Эта часть называется “отдохнуть”, поскольку не предполагает для детей следования навязанной взрослыми схеме.
* После “отдыха” может быть еще небольшое задание с клеем. Например, намазать клеем-карандашом вырезанные цветочки и приклеить их к ранее раскрашенному зайцу.
* После занятия разрешается еще некоторое время побыть в игровой комнате.


Что мне нравится
* Если дома не хватает дисциплины структурировать занятия, такой центр позволяет как минимум дважды в неделю час-полтора проводить в целенаправленных занятиях с ребенком.
* Если ребенок не встречает других малышей на прогулке, это для него первый опыт социализации.
* Методическая помощь для мамы. В разделе развивающих материалов есть полезные и простые затеи, до которых я сама не додумалась. Например, дома мы уже приспособили непроливашку для складывания крупных бусин через отверстие. Маше это упражнение уже дается легко, так что для развития может и невелика его польза, но оно ей нравится и способно занять на некоторое время. Еще я сделаю коробку с прорезями для крупных плоских пуговиц, у этого занятия тоже хорошие задатки нейтрализатора.
* Упражнения, которые педагог предлагает детям, мне нравятся – пальчиковые игры и песенки, легкая разминка, задания с бумагой, все это полезно и правильно. Но…

Что мне не нравится
* Навязчивая презентация материалов
* Установка на детсадовские реалии (подчинение общему режиму, работа с чужим взрослым)
* Дробность занятия, не позволяющая хоть на одном действии задержаться больше 5 минут. Маша только найдет себе что-то по-настоящему увлекательное – звонит колокольчик, приглашая к новому этапу. Только она разбегается и затанцует – пора идти в другую комнату.
* Разные интенции у мам, посещающих занятия. Мама-“нельзя”, мама-“ходи где хочешь, а я посижу пока”, мама-“мой ребенок самый лучший и я громко заявляю об этом всему миру” – все вместе создают перенасыщенный информационный фон.


Все фотографии сделаны в игровой комнате, это не тот стеллаж, где развивающие материалы.

Что я узнала на родительском собрании в школе Монтессори “Розовая башня”:
* как устроено то или иное пособие надо показать ребенку один раз, а потом оставить ему возможность самому делать открытия. Он может дозреть до правильного использования этой штуки через несколько занятий, не надо добиваться от него идеального исполнения с первого раза
* ребенок выбирает материал сам. Не мама тащит его от одного места к другому, а малыш выбирает, что его заинтересовало, а мама показывает, что с этим можно делать
* ребенок работает в своем ритме. Если его увлекло складывание пуговиц в прорези, не надо тащить его к другому заданию только потому, что у взрослых свои планы
* малыша до 3 лет очень легко приучить класть вещи на место, так как им присуща внутренняя готовность принять тот или иной порядок вещей. Они принимают как должное, что у всякой вещи есть свое место. (Про местоположение и существование см. также у Марии Осориной)

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, детские развлечения, развивающие центры, Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

18 Responses to Развивающий центр “Капитошка”

  1. Olga says:

    По описанию Капитошка – не фонтан🙂. Особенно вот это: “Дробность занятия, не позволяющая хоть на одном действии задержаться больше 5 минут. Маша только найдет себе что-то по-настоящему увлекательное – звонит колокольчик, приглашая к новому этапу. Только она разбегается и затанцует – пора идти в другую комнату”. И как то непоследовательно все.

    А мы с этого месяца перестали ходить на Монтессори. Полгода занятий не ликвидировали мой скепсис. Последний месяц мы в старшей группе занимались и я еще больше разочаровалась.

    Мамы с заморочками – это проблема, да. С нами на музыку ходит мама, которая постоянно дергает свою гиперактивную дочь: “Лиза, слушай, что тебе говорят! Лиза, занимайся! Лиза мы же все это с тобой дома делаем!” Лиза уже через 15 минут впадает в истерику. Я и сама уже еле сдерживаюсь.

    • maggymama says:

      Оля, а что именно вызывает у тебя скепсис в Монтессори?

      • Olga says:

        Много чего. Первое что на ум приходит:
        основная идея этой системы – ребенок усваивает самостоятельно все что ему надо из окружающей его специально созданной среды. НО, вот прошло несколько месяцев и Варе уже надоело то, что есть в этой среде. Что то она уже освоила, до чего то не доросла еще. Последние несколько занятий она обычно просто бегала по помещению. М. пишет, что ребенок не желающий ничего исследовать, заниматься – это ребенок с отклонениями. Ну, значит почти все дети такие. В старшей группе (3-4 года) из 7 детей только двое чем то систематически занимались, остальные часто просто на ушах стояли, могли глобусом в футбол играть. И это дети. которые не первый год занимаются. Т.е. рано или поздно “среда” себя исчерпывает. Нужно идти дальше.
        Неплохо бы было комбинировать фронтальный урок и свободные занятия. Т.е. часть времени педагог (не мама!) сам делает презентацию для детей или что-то рассказывает, а часть времени дети сами пусть занимаются чем хотят. У нас иногда случалось такое, так детки прям стекались со всей комнаты к месту презентации и внимательно смотрели. В общем работа с группой и в группе необходима, я считаю.

        Следующая претензия не столько к М., сколько к тому, как на практике у нас все это реализовывается. Мне нравятся правила М., но ведь их мало кто соблюдает. Педагог должен по идее, постоянно следить, напоминать о них, мамы тоже должны помнить, а ведь не все даже и знают про правила. В итоге все эти “не мешай другому”, “личное пространство” не работают.

        Если еще что вспомню, допишу потом.
        Для меня все минусы до поры , до времени перекрывались “свободой выбора и свободой времени”.

      • maggymama says:

        В “Розовой башне” говорили про необходимое обновление среды, то есть у них оно предусмотрено. Там есть занятия с педагогом, а в более старших группах – проекты. Мне про эти проекты рассказывала подруга, у которой ребенок до 5 лет ходил в Мотессори. Это синтетические циклы занятий. Например, было про космос. У Васи был Сатурн и они дома все про этот Сатурн узнавали, делали макет, чето-то там еще. Всесторонне изучали тему, а в финале каждого проекта – праздник. Еще рассказывала про арифметику, там за каждый выученный десяток или что-то в этом роде детям давали звездочки. Вася был страшно рад, когда добрался до ста. Любил свою звездную таблицу, считал с удовольсвтием. Есть у них там музыка, флейты, барабаны – тоже в увлекательной форме, так что даже гиперактивные шилопопы увлеченно занимаются. В общем, у меня пока идеальный образ этой башни. Все, что я о ней узнавала – от родителей и от педагога, проводившего собрание, было симпатично.

      • olga says:

        Розовая башня выросла из Открытия, в филиале которого мы занимаемся.
        Обновление происходит, да. Например, искали в горохе ракушки, теперь их заменили стеклянными шариками. Пересыпали из кувшина в кувшин фасоль, а теперь чечевицу и т.п. Кардинально ничего не меняется.

        “за каждый выученный десяток или что-то в этом роде детям давали звездочки” – это, вообще-то, противоречит системе.

        Проекты – это очень хорошо, но они практикуются с детками постарше. На занятиях старшей группы я не была.

        Музыка – это здорово, мы с 10 месяцев ходим и не надоедает.

        В общем, монтессори-среда хороша, как дополнение к чему то. И не всем детям (и родителям) эта система подходит. Я не исключаю, что мы через годик-полтора-два к ней вернемся.

      • Olga says:

        Вот смогла, наконец-то, облечь в слова то, что смущает меня больше всего:
        Суть системы М., как я ее понимаю, в том, что ребенок сам, без указаний от взрослого, берет необходимые ему на данный момент знания из монтессори-среды. Сам осваивает то, что ему нужно. Педагог выступает в роли наблюдателя. Только так возможно развитие гармоничной личности. Но, мой личный опыт говорит о прямо противоположном. Люди, Учителя и учителя, давали мне гораздо больше, чем я бы смогла взять сама. Пускай это было иногда под давлением, но сейчас я им очень благодарна.

      • maggymama says:

        Вопрос о так называемой “насильственной” и ненасильственной педагогике меня периодически занимает, но на обывательском уровне, без погружения в теорию. С одной стороны, я тоже многие знания и умения получила не без давления, и эти знания мою жизнь только украсили и обогатили. С другой стороны, педагогика давления не дала мне стержня. Когда нет рядом ментора, я с очень большим трудом постигаю новое. Это не в защиту М. (слишком мало я знакома с ее работами), а так, мысли вслух. Спасибо за повод для размышления!

  2. Оксана says:

    Это конечно выглядит как насилие и все такое, но всю сознательную жизнь, если только у родителей не будет денег на частные школы или гимназии, ребенок будет обучаться именно в таком режиме – принуждение, смена занятий по звонку, работа с чужим взрослым. Так что это можно рассматривать, как адаптацию к нашей системе образования в принципе. Хотя форма конечно крайне несимпатичная.

    • maggymama says:

      Просто одно дело, ребенок придет в эту систему сформировавшейся личностью, уверенным в себе, в том, что его любят, что он имеет кое-какие права, с привычкой к творчеству. А другое – когда все это в нем будет систематически подавляться с полуторагодовалого возраста… Наверное, не надо торопиться бросить своих детей в пучину жестокой реальности.

      • Оксана says:

        не, торопиться точно не стоит. но адаптировать мне кажется надо. хотя бы просто знакомить. потому что свободолюбивый ребенок, не знакомый с “пушингом” мне кажется сильно страдает в школе. по-крайней мере, у меня это было именно так. именно давление, которое я воспринимала, как несправделивость, меня заставляло конфликтовать со взрослыми, грубить им и впадать в протестное поведение. И речь тут идет о старших группах сада и начальной школе. А про подростковый период я вообще молчу.

  3. Ира, спасибо большое, открываешь мне заочно мир досадовских заведений.
    Мои впечатления от прочитанного: все занятия очень похожи на те, которыми занималась Аня в обычном детсаду в своё время. Только вот трехминутных ограничений и колокольчика там не было – в саду на все занятия есть целый день, а не пара часов.
    Наверное, я свожу всё-таки Ваню на подобные занятия, хотя бы несколько раз. Просто расширить кругозор.
    И хочу тоже новых идей по доступным в домашних условиях нейтрализаторам. Расскажи, пожалуйста, подробнее про непроливайку, бусы и пуговицы.

    • maggymama says:

      Под непроливайкой имеется в виду стаканчик с дырявой крышечкой, в который наливают воду во время детского рисования красками. Надо подобрать бусины не слишком мелкие, чтоб в нос не засунул, и достаточно небольшие, чтоб пролезть в отверстие непроливашки. Ребенку нравится складывать бусины в отверстие. Там еще такой скат есть, не просто дырка, а углубление, помогающее половчее бусины кидать.

      Для пуговиц надо пластиковый контейнер из мягкого материала, типа одноразовых или из-под сметаны. В них делаются прорези разной длины и направления – горизонтальные, вертикальные. Прорези обклеены цветным скотчем, чтоб не резались края. Ну и дается набор пуговиц разного диаметра, подходящих для сделанных прорезей.

      • Ира, спасибо. Про непроливайку понятно, я так и представляла. Ивану, к сожалению, пока рано – тащит бусины и камушки в рот, что там нос.

        Про пуговицы подумаю, может придумаю, чем побезопаснее их заменить – но зато понятно, из чего делать контейнер, спасибо!

  4. Mikhail Yukhnovskiy says:

    Ира,
    По сути комментировать не стану. Отмечу пару нюансов в твоем английском анонсе о себе.
    У тебя написано: I`m in my early 30th.
    Должно быть I’m in my early 30s.

    Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping, baby breeding, cooking and handycraft.
    Baby breeding – это не воспитание (выращивание) детей, это скорее размножение (плодиться, давать приплод, выводить животных). У этого слова есть значения: воспитывать, но далеко не первое.. Напиши лучше: raising my daughter, например.

    • maggymama says:

      Миша, спасибо за замечания!

    • мне нравится, что у Иры именно baby breeding – как-то иронично-натуральнее звучит🙂

      • Mikhail Yukhnovskiy says:

        Может и ироничнее, конечно, про это я не знаю, но поскольку она ежегодно детей не рожает, да и имела в виду воспитание ребенка, baby breeding все же не подходит.

      • maggymama says:

        Должна признать, я без иронии это написала. Просто глянула в гугл-переводчик и первое попавшееся скопировала. Неряшливо сделана визитка, чего уж. Я даже после Мишиного комментария только теперь собралась отредактировать.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s