Сладких снов, маленький медвежонок. Кинт Буххольц

Я читала про эту книгу в Интернете, поэтому когда увидела на магазинной распродаже, купила, восприняв это как чудо – у нас такие книги редко попадают на прилавки.

Дома стала её разглядывать, и решила, что книжка простоватая – неяркие картинки, очень простой текст. Ничего особенного, так бывает – книжку хвалят по инерции, просто потому, что она красиво издана и отличается от аляповатого ассортимента  книжных лотков.

Книга полгода стояла на полке, пока не попалась на глаза Маше. Она требует все новые вещи, которые видит. Я сначала досадовала, что она требует от меня читать ей эту скучную книжку, надеялась, что когда новизна пройдёт, можно будет вернуть “Медвежонка” на полку. Я бы ее кому-нибудь подарила, если бы на корешке не было трещины… Но с каждым разом я поддавалась очарованию, открывала эти сумеречные картинки заново, и полюбила их, в конце концов. Приятно любить книжки, которые ребенок просит читать снова и снова.

Это история о медвежонке, который не может заснуть даже после всех “ритуалов укладывания”, как их называют книжки для родителей. Тихая сказка на ночь, которую малыш мог бы рассказать сам себе.

Медвежонок выглядывает в окно, и разглядывает в свете луны весь свой мир, он заглядывает в свое маленькое прошлое и будущее. Перебирает впечатления дня и предвкушает удовольствия, которые ждут его завтра. Взрослому, чей мир формально больше и богаче, насыщеннее событиями и встречами, мишкины впечатления могут показаться глупенькими и малоинтересными. Но если вдуматься, дело ведь не в количестве событий, а в полноте их переживания. Ребенок придаёт значение всякой мелочи, каждой минуте. День для него – как целый год, год – как целая жизнь.

Когда всматриваешься в рисунки Буххольц, возвращается это детское ощущение – возможностей, удивительных чудес и даже тайн, поджидающих тебя на каждом шагу.

Рисунки неяркие, сумеречные, туманные, но если присмотреться, на каждом есть неброские детали, их немного, но достаточно, чтобы сделать историю объемной.

В дождливый день медведь со своим мальчиком забирается на верхний этаж сарая. Там собраны все их любимые игрушки – чудесные камушки, машинки и солдатики, глиняная окарина и что-нибудь вкусненькое, например, яблоко. Они смотрят на луг, на церковь, которая виднеется сквозь пелену дождя, на соседку, идущую под красным зонтом. Они вдыхают запах свежей травы, мечтают о чём-то, и это уютное время – отдельное приключение. Ничуть не менее приятное, чем игры в моряков на берегу реки.

Не знаю, как воспринимает книжку Маша, но ее интерес меня радует. Хорошо, что ей нравится рассматривать не только яркие броские и динамичные сюжеты в картинках, но и такие лиричные, тихие истории.

А, ещё! Эта история ведь про мальчика, который не может заснуть. Но рассказывается она как бы о медвежоке. На ночь я рассказываю Маше о приключениях Панды, в которых чаще всего фигурируют Машины дневные приключения. Она страшно любит этого Панду, хотя пока не понимает, как он похож на нее. Просто ей нравится, что у него жизнь такая знакомая ей, но в то же время сказочная.

А ещё я помню это состояние, когда ты лежишь в кровати и выходить из комнаты уже нельзя, и ты выдумываешь истории из подручных материалов. Приключения прищепки, которая оказалась случайно под кроватью, путешествие пальца по узорам на ковре, полёт воображаемого минипута прямо к звезде, которая виднеется в форточке.

Надеюсь, когда Маша подрастёт, история про неспящего медвежонка будет ей также приятна, как нам обеим сейчас.

***

Кинт Буххольц (Quint  Buchholz) – известный немецкий иллюстратор, родился в 1957 годы, живет в Мюнхене. У него есть жена и трое детей. Он проиллюстрировал около 30 книг для издателей Германии и других стран. С 1982 года состоялось около 70 его выставок в странах Европы, а также на Тайване.  В 2000-х он начал работать с театрами в качестве сценографа.

Его первым опытом в книжной иллюстрации стала книга “Sara Wants To Join The Circus” Гадрана Меба (Gudrun Meb).

Сам сюжет этой книги, кажется, очень Буххольцовский. Девочка хочет присоединиться к бродячим циркачам. Это детская мечта, чудо среди обыденности. Магический реализм в немецком варианте.

Фирменный стиль Буххольца – фотографически реалистичная форма и фантастическое, концентрированно поэтическое содержание. Слоны, бредущие по городу под снегопадом. Пингвин, выглянувший на пляж из летнего домика. Цирковой моноциклист едет по проводам электропередач. На газоне перед домом разлеглись белый медведь и носорог.

1327414906_0_581f6_f1c8a6c6_XL (700x700, 110Kb)

От знакомства с творчеством Буххольца у меня двойственное ощущение. С одной стороны, это, конечно, чудеса, которые любят все девчонки. С другой, есть в дотошном изображении Воплощенной Мечты есть что-то чрезмерное. Чересчур сладкое. Наверное, это искусство надо принимать крохотными порциями, чтобы не случилось перенасыщения.

https://i1.wp.com/www.museumsyndicate.com/images/4/30019.jpg

В России вышло две книги с иллюстрациями Буххольца. “Медвежонка” издал “Рипол-Кит”, а “Самокат” в 2010 году выпустил “Неро Корлеоне” Эльке Хайденрайх.

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, детские книги and tagged , , . Bookmark the permalink.

One Response to Сладких снов, маленький медвежонок. Кинт Буххольц

  1. Kristina says:

    Спасибо за открытие. Ване сейчас как раз интересны книжки с красивыми иллюстрациями и небольшим текстом.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s