О своевременности, раннем развитии и чувстве вины

Маше едва исполнился год, а у нас уже было множество игрушек из арсенала классов Монтессори и иже с ними. Большую часть подарили нам друзья, что-то я купила сама, поддавшись идее об обязанности родителя дать ребенку максимум шансов реализовать свой познавательный потенциал наиболее развитый до трех лет.

Я честно предлагала Маше деревянные рамки, на одной были игрушки и выемки в форме их силуэтов, на другой, посложнее – изображения животных и их жилищ, которые надо было совмещать. Если первую Маша хотя бы пыталась сложить и даже преуспевала с самой простой формой – мячиков, то со второй  самое большее, что можно было извлечь из игры перед её полным раскидыванием по комнате, была моя односторонняя демонстрация игрушки с названием всех действующих лиц и предметов. Показывала я девочке цветные колышки и деревянный молоточек, но у Маши недоставало координации, чтобы колотить молотком, меня радовало уже то, что в полтора года она некоторое время посвящала вставлянию колышков в отверстия.

Меньше всего я любила  игрушки с колышками и разноцветными геометрическими фигурами, которые следует насаживать на колышки в соответствии с количеством отверстий на каждой фигуре. В этой игрушке больше всего деталей, рассыпающихся по комнате. И она самая сложная, так что дожадаться даже самых простых результатов в год с лишним было непросто.

Когда началась история с переездом, я со тайным облегчением упаковала многосоставные хлопотные игрушки, и мы надолго, больше, чем на полгода о них забыли. И вот, начинаем понемногу разбираться в нашем складе, выискивать забытые сокровища среди неподписанных коробок с книгами, одеждой и игрушками.

В качестве приза за уборку разбросанных игрушек я предложила Маше злополучные колышки. Она с первого раза почти без затруднений нанизала фигуры на колышки. Свободно называла цвета, а также формы (кроме непривычного прямоугольника). И обращалась с игрушкой, как с давним знакомым. Но второй раз нанизывать фигурки отказалась. Я испытала знакомое отчаяние – ты бьешься с ребенком и развивающей игрушкой, но всё идет не по “развивающему” сценарию. Чтобы не пропадала “новая” игрушка, я стала строить из фигур домики, и вот этим занятием Маша заинтересовалась.

Она тоже стала строить домики, обнаружив неплохую координацию, а также интуитивное стремление к цветовому соответствию: крыши подобраны тех же цветов, что и домики.

Я обрадовалась этому опыту. И сделала несколько выводов.

Во-первых, предлагая ребенку в 1 год игрушки, рассчитанные на 2,5 года, не стоит ждать результатов и, соответственно, испытывать неприятные эмоции, не получая желаемого даже после упорных повторений упражнения.

Во-вторых, знакомить ребенка с играми и понятиями, которые ему пока не по плечу, всё же стоит – у него в голове всё откладывается, но убедиться в этом мы сможем много позже.

Тут вспомнила ещё один пример. В Машины 6 месяцев я делала попытку упорядочить некие “развивающие” занятия – начала клеить пособие. Просто-напросто приклеила в тетрадь с повседневными записями про ребенка фигуры из цветной бумаги и подписала название цветов. Я показывала Маше зелёные треугольники, красные квадраты и жёлтые круги, надеясь, видимо, что она постепенно не только запомнит цвета и формы, но и привыкнет к виду букв, обозначающих цвета, следующим этапом было подписать формы, чтобы ещё больше подвинуть Машу к азам грамотности. Потом в силу природной лености я эту программу забросила. А недавно Маша эту тетрадь нашла и сама стала листать, называть формы. На следующий день, снова принялась искать страницы с фигурами и называть их, называть цвета. Теперь ей это было интересно, она могла назвать, что видела. Но факт: она знала, что за штука перед ней и как с ней “обращаться” – листать и называть!

В-третьих, я тут добавлю аннотацию к книжке про игры для малышей от 0 до 1 года «125 развивающих игр для детей до1 года» Джеки Спилберг:

https://i1.wp.com/read.ru/covers_rr/b/49/70/7049.jpg

“Молодым родителям сейчас “продают” такое огромное количество развивающих методик для ребенка, что голова идёт кругом. Часто в первый год жизни родители не успевают поспать нормально, не то, что готовить специальные пособия типа карточек Домана. А информационное поле вокруг так и кишит предупреждениями: “Осторожно, пока вы тут тратите время впустую, ребенок вот-вот выйдет из возраста, когда ему еще можно обеспечить светлое интеллектуальное будущее”.

Лично у меня на этом фоне сформировался комплекс вины. А в этой книге систематизируются и научно обосновываются самые простые занятия с ребенком. Для них не нужно специального времени или сил. Честно говоря, большинство этих или подобных занятий мы с ребенком делали, но книга меня порадовала именно тем, что доказала – мы хорошие родители, а ребенку для развития нужна любовь, внимание, новые впечатления, общение.”

Так вот, главная спасительная идея из этой книжки для меня была такая: любые новые впечатления – звуковые, тактильные, зрительные, любые ласки, игры, болтовня, качание, пение, поцелуи, плескание, прогулки – помогают формировать новые нейронные связи в мозгу ребенка, закладывая основу его будущей сообразительности, чувствительности, быстроте реакций и познавательным способностям. “Любые” для меня значило – не обязательно систематические, научные, дисциплинированные, следующие методикам.

Я пела, описывала, что мы видим на прогулке, целовала, качала, гладила, щекотала, пыталась читать книжки и строить башни. И уже не переживала, что у меня не хватает терпения изо дня в день строить эти башни, дожидаясь, добиваясь не то, что результата, а хотя бы внимания и интереса ребенка к этому занятияю. И вот, меня отпустило. И год прошел незаметно. И Маша сама стала, без всяких настояний с моей стороны, играть в кубики, лупить молотком по колышкам и раскладывать в рамке: коровник – к корове, берлогу – к медведю, домик – к девочке и мальчику…

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, детские развлечения, книги для родителей and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

