Гостевой пост: Toddler activities от Кристины Тедиковой

После появления поста Ани П. (hanka_manka) о занятиях Матвея, Кристина вдохновилась и сделала свой каталог занятий для малышей 2-3 лет, который она разрешила опубликовать и тут.

До недавнего времени Ваню либо не очень интересовали мои предложения, либо интересовали в форме “как это съесть”. Теперь он вдруг подрос и стал благодарным потребителем разнообразных идей и занятий.

1. Прочитала у Иры, как они с Машей клеили кусочки скомканной бумаги цыплёнку и придумала, как приспособить красивые куски папиросной бумаги, давно болтавшиеся по коробкам:

Попросила Аню нарисовать заготовки – стебли ирисов. Аня постаралась, и вот, что получилось в итоге:

Я показала Ване на образце, как мазать клеем и прижимать кусочки бумаги. Ваня наигрался с клеевым карандашом и только потом взял комочки бумаги и старательно приладил их точно туда, куда я ему показала. Его интереса хватило на одну картинку.

2. Увидела у Наташи Ф., как Мозес рисует настоящей акварелью на настоящей акварельной бумаге. Вспомнила, что прежде я не жалела хороших материалов для детских экспериментов, достала Ване хорошую бумагу, и мы попробовали рисовать. Сначала Ваня сделал это:

Потом заскучал и взял машинку. Я тут же вспомнила, что читала у Иры про рисование машинками, и показала Ване, что будет, если покрасить машине колёса. Это увлекло его по-настоящему:

Мне очень понравились именно эти две картинки. Я высушила их и припрятала, Ваня не очень интересовался их дальнейшей судьбой. Через пару недель я достала картинки и повесила на стену вместе с новыми ирисами. Показала Ване его выставку, поахала и поцокала языком, похвалила. И Ваня вдруг обрадовался им, показывал нам свою выставку и стал рассказывать (в меру своих очень скромных разговорных навыков), что изображено. Красное пятно вдруг стало котиком. Синее я не поняла, возможно, дорога.

3. Мне очень надо было поработать за компьютером, а Ване – поиграть в комнате со мной. Тогда мне под руку попались икеевские мелки для грифельной доски. Ваня сел ко мне на колени, я показала ему, как они рисуют по деревянному столу, и как можно стирать рисунок влажной салфеткой. Ване очень понравилось стирать, а на влажной поверхности мелки рисовали ярче.

Он увлёкся, рисовал и стирал, а я успела выполнить какую-то срочную работу.

Теперь я хочу выкрасить специальной краской кусок фанеры, чтобы рисовать на ней мелом дома.
4. Оля М. подарила нам ведро пластилина Jovi. Он мягкий и пластичный. Я, увы, не умею лепить и не знаю, что с ним делать. Пробоваал слепить Ване зверёнка, Ваня не заинтересовался. Просто давала ему щипать и катать кусочки пластилина: сделали с ним машину. А потом ему понравилось раскатывать его скалкой. Ваня любит называть круг, овал, ромб и квадрат. Поэтому я предложила ему вырезать их из раскатанного пластилина фигурами из сортера.

Затем я сделала из фигурок пирожные – Ваня всё понял и скормил их лягушке и Джону.

Заодно кусочки поплющил и покатал. Хорошая тренировка для мелкой моторики и воображения, я думаю.

5. Иногда Ваня придумывает игры сам. Например, “Ваня спит”: стаскивает с кровати подушку с одеялом и притворяется, крутится и кувыркается:

6. А когда все надоедает, мы смотрим “телевизор во двор”:

Там машины, птички и люди.
7. Ваня дорос до того, что ему можно придумывать участие, когда я готовлю. И не только подъедать ягоды:

8. Я долго мечтала об играх с пересыпанием и шуршанием. Начинала с макаронами, но Ваня либо тащил всё в рот, либо буянил и всё рассыпал. Потом Ира надоумила, что пшено во рту достаточно съедобно. Я сделала вторую попытку, предложила Ване пшено в тазике, и Ваня вдруг до него дорос. Сначала мы просто купалиа в нём ладошки, пересыпали из руки в руку, закапывали игрушки и фигуры. Теперь я предлагаю дополнительные ёмкости и кружку. Это увлекает его надолго .

Просыпать всё вокруг он начинает, когда тихая игра надоедает, и хочется побуянить. Тогда я быстро сворачиваю пшено, прячу его в кладовку и приношу пылесос.

9. Я давно мечтала об играх с переливанием, но Ваня буянил и всё проливал. А недавно вдруг взял шприц от лекарств и сунул его в стакан с водой. Я обрадовалась и предложила ему два стакана. Набирать в шприц я ему помогаю, а выливать во второй стакан Ваня быстро научился. Если проливает — вытираем вместе: я показываю и даю ему тряпку, дальше он сам. Эта игра у него сейчас в хитах.

А потом он сложил так:

10. Я, наконец-то, придумала простую сортировку, чтобы узнать, различает ли Ваня цвета. Мы с ним раскрасили картонные тарелки:

И ещё: на прогулках я однажды стала называть Ване марки машин по их эмблемам. Чтобы отвлечь его от идеи забраться “на ручки”, когда я устаю. Сначала я наивно предлагала ему посмотреть птичек и ягодки “воооон там”, это сработало всего один раз. Зато машины в качестве ориентира и заманухи сработали отлично. На третий день вдруг оказалось, что мой не очень говорящий сын запомнил звуки и значки, которым они соответствуют: стал называть свою маленькую хонду “хо”. Очень быстро он стал показывать все машины и старательно их называть.

Кажется, одними только марками машин он почти перекрыл весь свой словарный запас, которым пользовался до этого. Ване 2 года и 4 месяца, он явно понимал нас, говорил некоторые слова, но только тогда, когда ему интересно. Например, он давно называл круг и овал, но не говорил многих слов, которыми оперируют его сверстники. И вот с машинами оказалось, что он очень даже готов говорить, просто надо правильно выбрать тему, очень интересную для него.

Я вспомнила, как Наташа Ф. рассказывала, что она читала карточки с русскими буквами Мозесу по дороге в садик, каждый день. У Вани с машинами произошло похожее: незаметно и по пути. Ваня вдруг показал мне, что он слышит, говорит, понимает и отлично запоминает.

Ему так понравилось запоминать значки и их значения, что он забрал у меня книжки и выдал азбуку. Начал тыкать в буквы и слушать, как я их называю. Прошло меньше недели, и Ваня уже регулярно показывал и озвучивал различные буквы. Те, которые в данные период были у него в фаворе. После букв он, наконец, начал делать с картинками в книге то, что я ждала от него в возрасте около года: он показывает картинки, просит назвать их, быстро запоминает и повторяет.

Пару недель поиграв с буквами, машинами и картинками, Ваня начал говорить очень много слов, мне кажется, его словарный запас вырос раз в пять. А теперь он, наконец, начал складывать слова в предложения! Ещё он сдабривает их нечленораздельным курлыканием и рассказывает настоящие эмоиональные истории.

Наши с Ваней игры последних недель показали мне главное: нужно просто регулярно предлагать ребёнку снова и снова те занятия, которые прежде его как будто не интересовали. Вместо того, чтобы привычно отмахиваться фразой “Я предлагала, ему не интересно/не получается/он это съест”.

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, детские развлечения and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

