Колонка на Вслух.ру: Мы , Сократ и детский сад

Отсюда

Приходит время отправлять Машу в детский сад. Я тревожно думаю об этом каждый день, ударяясь в крайности. То готова форсировать события и сдать ребёнка воспитателям хоть на следующей неделе, то обдумываю способы избежать казенного дома вовсе.

Здравый смысл подсказывает простейшее решение – не дёргаться, плыть по течению. Во-первых, заканчивается мой законный отпуск, пора выходить на работу. Во-вторых, сама Маша к детям тянется, ей нравится мысль оставаться в детском обществе, даже и без родителей. Ради детского сада она научилась садиться на горшок и есть ложкой. В-третьих, в нашем саду сменилась заведующая, и с 52 места в очереди мы перескочили в авангард, и дочь готовы принять уже в июне. Не всем так везёт, между прочим! В-четвёртых, мне нужна свобода, взрослое общество – да, засиделась дома. И это, в-пятых, особенно тяжело, когда в семье туго с деньгами. В-шестых, в конце концов, сама я от дошкольного образования никак не пострадала, меня все любили, да я и сама была влюблена в одного мальчика.

Но вот в популярном курсе философии пишут, Сократ, мол, учил: не всякое суждение, основанное на общепринятом «здравом смысле» является верным. Вроде как, надо делать выводы и принимать решения самостоятельно.

…Я сижу в детском саду, ожидая приёма у заведующей. С прогулки приходит группа 2-3 летних. Снимают обувь, кто как умеет, усаживаются на коврик в тесных сенях, на холодный кафель в коридоре, ждут остальную группу, стоя босиком на этом кафеле. У нескольких детей из носов тянутся густые сопли. Мальчик заводит протяжно: «Па-паа! Где-еа мой паа-паа!» Его плач подхватывают несколько впечатлительных малышей. Я тоже под впечатлением.

Через год пришли с Машей «отметиться». Маше всё нравится: карета на детсадовской площадке, узкий, темноватый коридор, пахнущий столовским обедом, кабинет медработника, мальчик в шортах и чешках. Она плачет, когда я объявляю, что пора уходить, вернёмся, когда возьмём справку у врача. Плачет весьма убедительно, но тут мы встречаем группу пятилеток, идущих парами с прогулки.

Впереди – немолодая сухопарая воспитательница. У неё усталый вид, её раздражает и обижает баловство в хвосте процессии. Она выкрикивает: «Ну-ка встали! Я что-то неясно сказала? Где ваши пары?!»

Ничего запредельного. Но с Машей никто так не разговаривает. Она – полноправный, достойный уважения человек, а не маленький дисциплинированный винтик. У неё могут быть свои дела, и если её планы не совпадают с нашими, мы ищем компромисс.

Отправились на приём к терапевту. Маша заволновалась ещё на подходе к поликлинике, хотя мы не были там почти год. Выдержали умеренное противостояние у кабинета между пациентами по записи и теми, кто «в живой очереди». Стоило войти в кабинет, Маша зарыдала. Умоляла выпустить её. Так и ревела: «Умоляю, мамочка, я тебя умоляю!» Ни о каком осмотре говорить не приходится.

Участковый врач рассказала, как заполнять медкарту: восемь специалистов, две прививки, реакция Манту, дважды с определённым интервалом сделать один анализ, трижды с ещё меньшим интервалом сделать соскоб на бактериальный посев. Далее 10 минут Маша ревела от страха у дверей прививочной лаборатории, ждали прихода медсестры. Удерживая девочку во время укола, я сама чуть не зарыдала. Через три дня – повторный приём, показали реакцию терапевту. Ещё через день Маша заболела, впервые за 8 месяцев.

Мамы сверстников делятся впечатлениями – у всех примерно одно и то же: множественные приёмы в разных местах изматывают всю семью. К концу медосмотра ребёнок, официально признанный здоровым, простужается или подхватывает респираторную инфекцию.

Мамы «садичных» детей панически боятся больничных, притчей во языцех стало «неделю ходит, три – болеет». Раз за разом, я действую согласно здравому смыслу и отвергаю сердечный порыв бросить уже этот садик с его дефицитным местом в очереди. Но чем ближе час икс, тем мне неспокойнее. Может, прав был Сократ, и аргумент «все ходили, и наша не пропадёт» хлипковат для моего ребёнка?

UPD: Вскоре после публикации этого текста и обсуждений тут, в ЖЖ и на страницу Вслуха я натолкнулась на запись в блоге “Ideas… Ideas??? Ideas!!!”. Она о том, как по-иному можно расценивать детский сад:

Садик – место, куда сдают детей под присмотр чужих им (детям) людей, где они (дети) обязаны провести определенные часы, чтобы родители получили взамен свободное время.
Мне лично садик не нужен. Никакой.

Автор – русскоязычная мама троих детей, живущая с семьей в Потсдаме. В Европе другой уровень бытовой культуры, другие традиции, поэтому многие взгляды, выглядящие у нас экстравагантно, там  – в порядке вещей. Думаю, у нас так тоже будет, со временем. Рекомендую почитать пост, познавательно.

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, Vsluh.ru and tagged , , . Bookmark the permalink.

7 Responses to Колонка на Вслух.ру: Мы , Сократ и детский сад

  1. Ох, ирина, меня терзают все те же самые сомнения и мысли. Очень вас понимаю. Как так думается мне: растила, заботилась о здоровье физическом и эмоциональном, а тут в садик и…. Все по команде, все в приказном тоне, болеющие дети вокруг, сосиски, какао, пяники и конфеты в меню. Ужасть.

    • maggymama says:

      Признаюсь, больше всего меня страшит приказной тон. Подравнивание под одну гребёнку. Различие детсадовских принципов воспитания с домашними… В идеале, конечно, надо садик выбирать с неменьшим пристрастием, чем школу. Но вокруг детских садов всегда такие тревожные тучи – мест не хватает, выбора нет, бери, что дают…. Ух!

  2. tavika says:

    Тема садика больная у всех мам. Мы проходили год, а я все разрываюсь между желанием вести в садик и оставить дома.
    Плюсы неоспоримы. Ребенок созрел для коллектива (а во дворе, особенно зимой, да под присмотром мам, это совсем не то). Мама созрела побыть одной – заняться собой, карьерой, да просто отдохнуть и соскучиться по ребенку.
    Минусы тоже очевидны. Болеют! У нас как у всех – “неделю ходим, две болеем”, причем два раза уже был бронхит. А до садика практически не простужались. Хорошо, хоть второй минус нас миновал – воспитатели внимательные и дети их любят, в группе особых конфликтов нет. Когда я после очередной наблюдаемой драки во дворе в песочнице потом учила Катю: “Сама никого не обижай, но и себя обижать не разрешай”, и спросила, а что она делает, когда ее обижают в садике, Катя недоуменно ответила: “Меня никто не обижает. А если кто-то случайно обидит, то извиняется”. Прямо не садик, а институт благородных девиц🙂
    Пока выходим из положения так: я забираю из садика Катю рано – в 16 часов. Мы вместе гуляем, играем, занимаемся. То есть я половину дня провожу, как и прежде, с ней. На работу, пока она так часто и сильно болеет, не выхожу. Надеюсь, что на второй год будет значительно легче (это опыт хождения в садик старшего сына. Первый год – “неделю через две”, второй – болели в сезон, третий – по паре раз осенью и весной. А в школе за 6 лет ни одного(!) дня, пропущенного по болезни – даже ангиной умудрился заболеть в каникулы :)) Да и работа у меня почти надомная со свободным графиком. Специально нашла такую. Ведь кроме болезней в садике еще и летние каникулы два месяца, а в начальной школе уроки всего лишь до 12 часов дня. У нас оставить не на кого. Маме надо быть дома🙂
    Ой, какой длинный комментарий получился, извините🙂 Все это я к тому, что пока не попробуете сами – не узнаете. Будет болеть или нет, полюбит воспитателя или нет, нужно это вам или нет. В конце концов, садик – не тюрьма. Забрать всегда можно🙂 Вы очень мудро выбрали тактику “плыть по течению”. Главное, не нервировать ребенка и позитивно мыслить. А там по Даше все сами увидите. Удачи вам!

    • maggymama says:

      Татьяна, спасибо, что поделились опытом! Мне такие рассказы сейчас очень нужны.
      Повезло вам, что воспитатели и дети хорошие, это уже полдела. Про работу на полдня я тоже думала, но пока не пришла к какому-то определённому решению. У нас есть одно преимущество – папа работает по относительно свободному графику, то есть сможет подстраховать в какие-то тяжёлые дни… Надеюсь, у нас сложится какой-то относительно благоприятный режим с нынешним садом. На крайний случай, буду изучать предложения в частных садиках.

  3. Katarina says:

    Можно я внесу свои пять копеек. Я пару лет работаю учителем в подготовительной школе с пятилетками, и к нам приводят деток и детсадовских и домашних для подготовки к школе. Так вот домашних сразу видно, при чем не с очень хорошей стороны- они не умеют вливаться в социум, у них меньше самостоятельности(если ты дал задание что и как делать, то детсадовские хоть и плохо(хотя для меня главное чтобы делали…), но будут сами делать, а домашний ребенок будет ждать чтобы к нему подошли и все с ним делали, один ни за что не возмется, потому что он не знает с чего начинать, как распределить процесс, да еще и все самому). С группой детей они совсем не могут общаться, для адаптации нужно месяца 4, но это не полное вливание, а так чтобы просто не бояться детей и чувсвовать себя более-менее их частью.
    То что в садике детей “строят”-в этом тоже есть свой плюс, дети учатся социальным правилам поведения и вырабатывают устойчивость к разным характерам людей. Это его уроки жизни, не пройдет злую воспитательницу в саду, будет почти такая же в школе и т.д.
    Про болезни- ребенок в течение всего периода детского саау вырабатывает иммунитет к большому количеству бактерий, ведь каждый ребенок приходит из своего микроклимата. И еще я заметила по своему ребенку, надо следить за их усталостью, как только они устают ходить в садик, так они заболевают(если есть возможность это предупредить, то и болеть не будет)
    Мне кажется, что если предполагается в дальнейшем, что ребенок пойдет в школу и будет вести социальную жизнь, то в сад нужно вести, а если в планах более отчужденный образ жизни , тогда не надо.
    Я очень согласна с tavika -настраивайтесь на позитив! Все замечательно! Только наши внутрение мысли и страхи нам мешают! Тьфу на них- тьфу на них еще раз!

    • maggymama says:

      Катарина, спасибо за ваши интересные профессиональные наблюдения. Первая реакция, конечно, полное согласие, что да, раз так заметно отличие, может ,домашние дети и правда хуже подготовлены. Но если подумать, это нормально, да, что они , едва попав в коллектив, не сразу в нем адаптируются. Да, это не удобно преподавателю – что дети не ровно развиты и социально адаптированы. Но в саду-то они тоже первое время привыкают… Просто тут они это делают на ваших глазах, а потом -то разница сглаживается… Кроме того, домашний ребенок в наше время не означает – совершенно несоциализированного, т.к. есть разные группы – от рисования и музыки до просто игровых или групп Монтессори…

      Это не значит, что я отметаю ваши соображения, просто взвешиваю доводы, которые, в общем-то, традиционно приводятся в пользу детского сада…

    • maggymama says:

      Вот интересно, как бы вы прокомментировали этот пост: http://oduvashka.blogspot.com/2012/07/blog-post_09.html

Leave a Reply

