Колонка на Вслух.ру: Как я жевала герань в кукольном театре

Отсюда

В этом сезоне мы с Машей решили изучить репертуар тюменского кукольного театра для малышей. Смотрели давеча «Кошкин дом». У Маршака есть колоритная семейка козлов – пришли в гости к кошке и втихую пожрали всю герань, пока хозяйка исполняла романсы. Мне тоже посчастливилось выступить в роли козы.

По профессиональной привычке писать обо всём, что может оказаться интересным хоть небольшой аудитории, я публикую отчёты о каждом спектакле в тематическом блоге для родителей. Негласный этикет блогера предписывает иллюстрировать впечатления собственными фотографиями, живые снимки порой говорят о предмете больше, чем скопированные на официальном сайте кадры. Работая обозревателем театральной жизни, я поняла, что если снимать без вспышки, громко щелкающего затвора, не включая экран цифрового видоискателя, никому от этого неудобств не будет. Ну и снимаю без проблем – как сейчас, так и прежде.

В этот раз нам удалось сесть поближе к сцене, благо зрителей набралось едва ли половина зала. Куклы красивые, артисты работают в открытую, без ширмы – получились бы интересные кадры. Но через пять минут пришла симпатичная молодая дама, представилась администратором и снимать запретила. Попытки слукавить, мол, снимаю для газеты, оказались пустыми. Нарушила правила, думать тут нечего.

Половину спектакля, однако, я думала. Сейчас перед началом любого представления, будь то театр или концертный зал, делают объявление о запрете фото– и видеосъемки. Почему появился запрет, кого он охраняет и от кого? Предполагаю, хотели оградить артистов и зрителей от шума и вспышек. Чем ещё может повредить учреждению культуры любительское видео или фотография? В мире, где информация наиболее эффективно распространяется через социальные сети, блоги и YouTube, где школьники пересылают друг другу видео с телефонов, а бабушки делятся фотками в «Одноклассниках», разве не лучшая реклама – закрыть глаза на снимающего зрителя и напечатать дополнительную пачку билетов для друзей, которым он разошлёт тизер?

После спектакля я не удержалась и обратилась к администратору со своим вопросом. Как и во всяком деле, обстоятельства бывают объективные и субъективные. В моём случае объективным поводом для репрессий стала вспышка. Думаю, кто-то из сидящих поблизости родителей щёлкнул телефоном, произошло недоразумение. Причина запрета, как мне объяснили, заключается в нарушении авторских прав. Театр продаёт фотографии со спектаклей, а я, выходит, решила урвать пиратскую копию. Мы покупали эти фотографии, выбор там небольшой, так что, фотографируя сама, я, гипотетически, обокрала театр рублей эдак на 20. Но мамы ведь народ нервный. Вот осадили меня разок, считай, поход в театр испорчен. В следующий раз желание показать ребёнку новый спектакль во мне будет бороться с вредностью. Может, лучше в цирк сходить? Тогда театр недосчитается 240-300 рублей.

Думаю, осадили меня ещё и по субъективным причинам. Если я пришла как репортёр, то нарушила негласные правила этикета. Надо было перед спектаклем найти ответственное лицо, представиться, сообщить о намерениях, получить разрешение на фотосъемку. Да, признаюсь, перед походом с дочкой в театр я больше заботилась о том, чтобы вовремя успеть в кассу. Казалось, пара кадров из зала – не большое дело, чтоб суетиться из-за него. А уж объяснять, что такое блог и сколько потенциальных зрителей увидят мой отчёт, – страшно подумать, во что это может вылиться. Хотя за границей, говорят, уже есть театры, поощряющие блогеров. Дают людям с айфонами лучшие места и разрешают твиттить и фотографировать во время спектакля, чтобы привлечь новую публику.

Если же я – частное лицо, объяснили мне, то нарушила закон гостеприимства – «вы пришли в гости, а соблюдать правила не хотите». Как козлиная семейка, что съела кошкину герань. Действительно, некрасиво.

Может, зря, но меня зацепило это «вы пришли в гости». Верно, я себя в театре ощущаю, как в гостях. Как правило, в хорошем смысле – хозяева построили красивый дом, подготовили представление, приобщают, как говорится, к высокой культуре. Иногда, впрочем, гости противопоставляются хозяевам, мол, вы тут только потому, что вас пригласили. Как пригласили, так и попросим вон.

Глядя на полупустой зал, я думаю, что театр и зритель – скорее партнёры. Театра без зрителя не существует, а вот тех, кто ведёт ребёнка на спектакль «Кошкин дом», всё меньше. Их надо пестовать, лелеять, разве нет?

Впрочем, это всё идеализм. Если у семьи есть потребность знакомить ребёнка с театром, она вернётся, несмотря на обиду. Кукольный театр в некотором роде монополист, ни «Маленький театр кукол» Кузиных, ни «Ангажемент» ему конкуренцию составить не могут в силу разных масштабов.

PS: Про «Кошкин дом» я всё-таки написала. Обиды обидами, а о хороших постановках в наших театрах рассказывать надо, пусть и в частном блоге, где прочитают всего 10 будущих зрителей.

 

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, Vsluh.ru and tagged , . Bookmark the permalink.

One Response to Колонка на Вслух.ру: Как я жевала герань в кукольном театре

  1. tavika says:

    Очень больная тема. Действительно, почему нельзя снимать в театре, в музее? Неужели я своими фото отберу “хлеб” у заведения, и, посмотрев их, потенциальные зрители насытятся зрелищем и уже туда не пойдут? Смешно! Но еще хуже, что люди нервно реагируют, если снимать в кафе, в магазине. Чувствуешь себя чуть ли не вором, украдкой снимая понравившийся диван, чтобы потом дома сравнить его с моделями из других магазинов. Как-то у нас все с ног на голову. Все так бросились защищать свои авторские права, что вопрос “от кого защищать” выпал из поля зрения.

Leave a Reply

