Детские библиотеки и одна авантюра

Во ЖЖ читала у одного или двоих френдов из разных, если не ошибаюсь, городов об их взаимоотношениях с детской библиотекой. Например, Женя из Новосибирска рассказывала, как они с сыном приносят в библиотеку новые книги, которые не стали у них любимыми – хорошие, новые издания, типа “Честера” с иллюстрациями Айано Имаи. У кого-то из мам, возможно, московских читала, что они берут на абонементе новые книги хороших издательств типа “Розового жирафа”, “Самоката” и “Мещерякова”.

К сожалению, все эти реплики так рассеяны во времени, что собрать их всех сейчас я не могу, а хотелось бы. Поэтому буду очень признательна читателям, которые расскажут о своих детских библиотеках, выборе книг, устройстве пространства, специальных событиях для малышей (для школьников, мне кажется, проводят почти везде, это какая-то устоявшаяся традиция, а вот с малышами работают только особо продвинутые библиотеки, ищущие новые пути, а не живущие-выживающие по накатанной).

Из последних вдохновляющих открытий – работа комнаты сказок в Российской государственной детской библиотеке, в Москве. Меня этот проект пронял до глубины души – в библиотеке работает Комната сказок. В ней работают психологи, которые специально разрабатывают игровые программы для малышей. На вид всё просто: детям читают книжки при свечах, например, потом задают вопросы на внимание, могут дать карточки с весёлыми гусями – если наберешь определенное количество, получишь сюрприз, могут предложить потанцевать, устроить театр, поиграть в пальчиковые игры или сделать из бумаги, пластилина или фольги героев только что прочитанной книги.

https://i0.wp.com/www.ljplus.ru/img4/k/o/komnata_skazok/Plyuk.png

Узнала я об этом проекте из блога Юлии Луговской, которая ведёт также известный блог для родителей Orange frog. Юля с сыном ходили на летний “Плюквиль”.

Когда я читаю про эти занятия, меня охватывает мечтательность и ажиотаж. Библиотеки – совсем не моя сфера, но руки чешутся поучаствовать в чём-то подобном.

Анфиса в игровом уголке

Вчера мы гуляли с Машей, Анфисой и Оксаной до нашей библиотеки – сдавали книги в зал абонемента и впервые заглянули в читальный зал. Там оказалась компьютерная зона, кажется, младшие школьники рубились там в какие-то игры, столы и стулья для чтения, отгороженный стеллажами кабинетик библиотекаря, стеллажи с газетами и журналами, а также игровой уголок.

И хотя все предметы в этом уголке были старомодные, из советского детства, или недорогие современные, доставшиеся библиотеке, возможно, из добровольных пожертвований, там было всё необходимое, чтобы порадовать моё сердце и заинтересовать Машу. Разной высоты стеллажи с детскими книгами, рассаженные повсюду плюшевые игрушки, корзинка с солдатиками, столик с табуретками, цветные карандаши, раскраски, альбом.

На детской площадке начался дождь и к нам пришли Оксана с Анфисой. Фактически, с улицы зашли – пожалуйста, играйте, читайте… Им тоже понравилось! Тихое, уютное место, маленький мир, где детям позволено быть. Шуметь там, правда, всё равно не стоит. Но минут 20-30 мы там пробыли к всеобщему удовлетворению.

Оксана читает Маше книжку-картонку с секретиком

Я перемолвилась с библиотекарем, ещё одной дамой, которую я помню из детства, она сказала, что ресурсов для дополнительных встреч с читателями, спектаклей или поделок у них нет. Насколько я поняла, для школьников что-то проводится, а дошкольникам и их родителям просто дают возможность позаниматься, если возникнет желание, самостоятельно.

Библиотекарь рассказала, что специалист по работе с читателями в игровой форме есть в главной библиотеке, на Харьковской. Хочу съездить туда, разузнать, посмотреть. Помню, была в той библиотеке лет 5 назад на книжной презентации, там большой читальный зал, много журналов. Когда-то они и книжный обменник у себя затевали, по нашему образцу

Мне ужасно захотелось что-то предпринять. К сожалению, я по темпераменту спринтер, быстро загораюсь, быстро остываю, отвлекаюсь на другое. Но думаю, попытаться что-то сделать, начать, придумать, это лучше, чем ничего не делать.

Самое простое – каждый месяц тратить 200 рублей на книжку и дарить ее в библиотеку. Например, сейчас в зале абонемента выставка произведений Астрид Линдгрен – купить книжку Свена Нурдквиста, малоизвестного, как мне кажется, в Тюмени. Да, жанр немного другой, но в рамках “скандинавские детские книги” вполне можно такое пополнение сделать.

1. Предположим, я стану делать так каждый месяц и публиковать отчёты. Может, кто-то из читателей тоже решит такое устроить для своей библиотеки и даже согласится делиться своими новостями тут или у себя в блоге, присылая мне ссылку.

2. Что, если раз в месяц пробовать опыт Комнаты сказок на себе? Это ужасно страшно, если ты не педагог, а встреча объявлена вроде как публично и официально – от человека ждут определенного уровня, раз он приглашает посторонних. Но если попробовать для начала пригласить знакомых. Скажем, в нашу библиотеку приедут 2-3 моих знакомых мамы с детьми 3-5 лет. И мы прочитаем книжку “Идём ловить медведя”. Это всё черновик, мозговой штурм, но, предположим, сначала мы просто читаем книжку. Потом инсценируем её, разгуливая по игровой комнате. Потом делаем какой-то вариант сенсорной игры, как тут, возможно, чтоб каждый мог взять домой собственную коробку с набором элементов для игры в охоту на медведя…

Любые комментарии и соображения на этот счёт я приму с признательностью!

About maggymama

Вот старая самопрезентация: I`m in my middle 30th. Used to be a journalist, but now mostly occupied with housekeeping and kids.
This entry was posted in Мамин дневник, детские развлечения, развивающие центры and tagged , . Bookmark the permalink.

10 Responses to Детские библиотеки и одна авантюра

  1. tavika says:

    Отличные у вас идеи! Обязательно надо пробовать – а вдруг это как раз то, чем всю жизнь мечтали заниматься🙂

    • maggymama says:

      для меня это задача чересчур стрессовая, требующая экстравертности и дисциплины. Но попробовать я себя уговариваю))

  2. Eka says:

    Я тоже покупаю для нашего местного филиала библиотеки детские книжки. А еще отсылаю прямо с интернет-магазина вот сюда – http://www.kinderdesign.ru/?p=7824
    Я могу проанонсировать 200 рублевый проект на киндере, может это как-то организует народ. Напишите, мне пожалуйста на мыло.

    • maggymama says:

      Мы с Книжного обменника несколько раз высылали маленьким библиотекам посылки с классикой по подобным запросам. Интересно, есть ли от той библиотеки какой-то фидбек, дело было в 2011 году, завалили их книгами или нет…

      • Eka says:

        Самой интересно. Давно собираюсь отправить письмо библиотекарше – решено, сегодня же ночью напишу, чтобы завтра отправить)

      • maggymama says:

        кстати, вы получили мое письмо по электропочте?я нашла адрес на сайте,мало ли, неточно скопировала или еще что)

      • Eka says:

        да, уже пишу

    • maggymama says:

      Кстати, у вас классный сайт, спасибо! Я давно в гуголридере на него подписана. И пробовала недавно делать лунный песок по рецепты из вашей ссылки. Ничего, правда, не вышло. Сначала с пропорциями что-то намудрила, оставила подсохнуть, наутро крахмал закис и стал вонять кислой картошкой. Надо будет ещё попробовать,

      • Eka says:

        ))) я так и не попробовала. Младшему 2 года – так что пока ограничиваемся манкой. И так ее потом по всему дому выметаю.

      • maggymama says:

        о, понимаю! Я в этом возрасте выметала отовсюду пшённую. крупу)

Leave a Reply

